МОУ "СОШ г. 
                         Бирюча" логотип школы   Краногвардейский район
   главная    о школе    школьный округ    воспитание    кпмо    карта
 

         главная  методическая
                   работа   методическая
                   работа  школьный округ      
 

 

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА  
     

 

Педагог-психолог Щербакова Светлана Александровна

Время работы 8:30-15:00

Цель работы: обеспечение полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями.   
  Консультации для родителей:
 понедельник с 14.00-15.00

Консультации для педагогов:
вторник с 14.00-15.00

Консультации для учащихся:
пятница с 13.00-14.00.

 

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Правила общения с ребенком

1. Можно выразить свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для того есть основания.

3. Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо того посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

4. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическими, иначе оно перестает восприниматься.

5. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.

6. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным».

7. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Но при том, возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

8. Если ребенок вызывает своим поведением у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

9. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщите ему: «С тобой все в порядке! Ты справишься!».

10. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные возможности с возможностями ребенка.

11. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребенка, пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение.

12. О своих чувствах говорите ребенку от первого лица, сообщайте о себе, о своем переживании, а не о нем и его поведении.
Преодоление трудностей в общении с ребенком
 
Поведение ребёнка: ноет, шумит, встревает в разговор, не слушает.
Цель, которую преследует ребёнок: привлечь к себе внимание.
Реакция родителей: раздражаются.
Ответ ребёнка на реакцию взрослых: прекращает на время, затем снова начинает.

Рекомендации:
1.      Игнорировать
2.      Акцентировать внимание на хорошем поведении
3.      Задать вопрос: «Может ты хочешь, чтобы я обратил(а) на тебя внимание?»
 
Поведение ребёнка: отказывается делать то, о чём его просят.
Цель, которую преследует ребёнок: показать, что имеет власть над другими.
Реакция родителей: начинают сердиться, пытаются использовать свою власть, заставляют.
Ответ ребёнка на реакцию взрослых: упрямится, усиливает неповиновение.

Рекомендации:
1.      Избегать конфликтов
2.      Стремиться объяснить неправильность поведения
3.      Не выказывать свой гнев
 
Поведение ребёнка: вредит, оскорбляет, не слушает доводов родителей.
Цель, которую преследует ребёнок: отплатить, отомстить, взять реванш.
Реакция родителей: чувствуют гнев, обиду.
Ответ ребёнка на реакцию взрослых: стремится отплатить ещё больше.

Рекомендации: не показывать обиду
 
Поведение ребёнка: требует помощи, стремится доказать своё неумение.
Цель, которую преследует ребёнок: продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Реакция родителей: соглашаются, что ребёнок ни на что не способен.
Ответ ребёнка на реакцию взрослых: остается беспомощным.

Рекомендации: поверить в способности ребёнка, дать понять, что в него верят.

 

 

Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий

1. Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке. При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.

2. Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы). Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный час должно быть безусловно выделено, освобождено место для занятий.

3. Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.

4. Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.

5. Работа должна идти в хорошем темпе - от 1 часа во втором классе до 4 часов у старшеклассников.

6. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.


Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.

Особенности подросткового возраста

1. Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.
 
2. Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.
 
3. Подростки – искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?».
 
4. Подростки настолько поглощены своим половым созревание, что вопросы отношений между мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете.
 
5. Подростки постоянно конфликтуют с взрослыми.
 
6. Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых. Они хотят равноправных отношений с взрослыми.
 
7. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.
 
8. Подростки – существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).
 
9. Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все».
 
10. Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других.
 
11. У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни.
 

Пути преодоления конфликта между родителями и подростком

Порой родители подавляют желания подростка, и он вынужден отступить, подчиниться, затаив обиду на взрослых, порой родители уступают подростку, испытывая чувства возмущения, бессилия и обиды. Оба эти метода не лучше, хотя бы потому, что кто-то неизбежно оказывается в проигрыше. Но возможен и беспроигрышный вариант, который воплощает поиск решения, удовлетворяющего потребности обеих сторон – и родителей, и ребёнка. Поиск решения достигается при помощи особой методики – «шесть шагов».
Первый шаг
Определение проблемы. Здесь необходимо выяснить причины неприемлемого поведения ребенка или взрослого. С этой целью полезнее всего внимательно его выслушать, а затем сообщить ему о своих потребностях и переживаниях.
Второй шаг
Поиск возможных вариантов решения. Искать их надо вместе. Сначала полезно перебрать все приходящие в голову варианты, даже если они, на первый взгляд, кажутся непригодными. Это может быть своеобразный «мозговой штурм», когда предлагается любая идея и ни одна не критикуется.
Третий шаг
Обсуждение и оценка предложенных вариантов решения. Исходный принцип здесь один; должны быть удовлетворены потребности обеих сторон – и ребенка, и взрослого.
Четвёртый шаг
Выбор лучшего решения. При этом нужно задавать друг другу вопросы: «Если мы используем эту идею, что получится? Будет ли каждый доволен? В чем ошибка этого варианта решения?»
Пятый шаг
Определить, как выполнить это решение: что надо сделать.
Шестой шаг
Оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему. При этом полезно спросить друг друга: «Исчезла ли проблема? Вы довольны тем, что мы сделали?»

 

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Рекомендации классным руководителям в работе
с «трудными» подростками

1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.

2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.

3. Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.

4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.

5. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.

6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.

7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.

8. Стараться соблюдать принцип А.С.Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.

9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.

10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.

 

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Как преодолеть обиды

Найти человека, которому доверяешь, и рассказать ему о своей обиде.
«Поговорить» с любимым животным (собака, кошкаи т.д.)
Отвлечься и постараться расслабиться (например, послушать музыку).
Представить свое сознание в виде поверхности озера в бурю - бушующие волны, ветер; волны успокаиваются и поверхность озера становится безмятежной.
Вызвать в своем воображении образ человека обидевшего вас и постараться сделать его немного смешным и безобидным (например, пририсовать к его голове заячьи уши).
Написать письмо, обидевшему вас человеку.
Доверить листу бумаги свою обиду, описать ее; написать в конце несколько раз: «Я прощаю тебя».
Произнести вслух фразу «Я прощаю тебя» называю имя человека, произносить ее столько раз, сколько необходимо, чтобы почувствовать, что обида ушла.

Советы выпускникам

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена.
ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
Некоторые полезные приемы
Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.
Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе "Советы родителям" (см. ниже).
Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.


Рекомендации по заучиванию материала

Главное - распределение повторений во времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

 

 

 


 В начало  вверх

 
           главная    о школе    школьный округ  воспитательная работа  воспитание    кпмо    карта    
     
© 2008-2013 Gvaschool E-mail: gvaschsekretary@mail.ru
Hosted by uCoz