Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Название предмета: русский язык

Класс: 5 «В»

Урок № 85

Дата: 22.01.2013.

Тема:

Буквы Ё–О после шипящих в корне слова

Образовательные цели:

Предоставить учащимся возможность получения разнообразной информации по теме.
Способствовать глубокому и осознанному запоминанию материала

Развивающие цели:

Содействовать формированию умения работать с различными текстами и дополнительной литературой; структурировать предложенный текст; делать выводы; составлять планы и обобщения; продолжить формирование познавательного интереса учащихся

Воспитательные цели:

Воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям;
формировать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца

Место урока в системе уроков данного раздела: 

Урок изучения нового материала

Тип урока: 

Комбинированный

Основные термины и понятия: 

Морфемы, алгоритм, исследование, проблема

Межпредметные связи: 

Музыка, литература

Познавательные УДД: 

 Извлекают необходимую информацию из прослушанного и прочитанного текста; определяют основную и второстепенную информацию; устанавливают причинно-следственные связи между объектами; осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; структурируют знания 

Коммуникативные УДД: 

Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации; тактично управляют поведением партнера, осуществляя контроль, коррекцию, оценку его действий, осуществляют сознательное сотрудничество; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций; формируют умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществляют и совершенствуют владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка 

Регулятивные УДД:

Овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель, планировать ее реализацию; определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; вносят необходимые дополнения и коррективы в совместную деятельность

Личностные УДД:

Осуществляют ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с общепринятыми правилами поведения; осознают важность хорошо исполненного дела; осуществляют личностную саморефлексию, способность к саморазвитию (оценивают собственную учебную деятельности: успешность, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач)

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Форма/приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурс

I

Подготовительный

 

1. Подбирает  материал
2. Готовит нужное количество экземпляров текста и заданий для контроля.
3. Готовит иллюстративный материал по теме урока
4. Готовит презентацию

Делятся на группы, выбирают название группе, девиз.

  1. Презентация
  2. Раздаточный материал для урока
  3. Электронный тренажер «Русский язык»
  4. Электронный тренажер «Фраза»
  5. Видеоролик
  6. Электронный учебник. Русский язык. Разумовская.
  7. Учебник. Русский язык. В.Бабайцева

II

Организационный

Коллективная, групповая работа

1. Приветствие

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Релаксация

 

 

 

 

 

3.Проверка домашнего задания
Исправление деформированного текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Теоретическая разминка

1.  Учитель проверяет готовность класса к уроку.
Слово – приветствие  учителя:
Доброе утро,  мои юные друзья! Сегодня у нас с вами обычный и в то же время необычный урок. Необычный он тем, что к нам пришли гости. Представляю их вам – это такие же учителя русского языка и литературы, как и я, работают они в разных школах района.
А вам, коллеги, я представляю моих пятиклассников, которые в нынешнем учебном году начали обучение по стандартам 2 поколения Прошу консультантам представить свои группы.
Теперь прошу всех садиться.
Девизом нашего урока сегодня станут такие слова: «Хочешь получить знания? Беги к ним! Не можешь бежать? Иди к ним! Не можешь идти? Ползи к ним! Не можешь ползти? Лег и лежи в направлении к ним!»

 

2. Для психологического настроя проведем релаксацию.
Взялись за руки.
Я не один – нас много.
Если  я чего-то не знаю – мне помогут.
Если у меня не получается –  мне подскажут.
Но многое я умею – сам.
(Учитель читает первую часть, дети отвечают вторую)
Улыбнулись друг другу. Начинаем работать.

3. Проверка домашнего задания.
Консультанты в группе доложите о выполнении домашнего задания.
Накануне вы получили письма от друга Мишки из лагеря. Думаю, вы все догадались, что письмо было с ошибками.  Да, вы работали с деформированным текстом.
Пришло письмишко мне,        
Гляжу –
Из лагеря от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу,
Написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
Здесь лиса, красивый длинный прут…
На днях в лису нашел я грусть и
очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он! Боюсь
Мой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставить правила учить…

Работа в группе. Взаимопроверка, приготовили карандаши, оцените работу.

 

 

4. А теперь проведем теоретическую разминку.
Закончите начатые предложения:
1.Фонетика изучает….(звуки и буквы)
2. Звуки делятся на ….(гласные и согласные)
3.Гласные звуки состоят только из ….(голоса)
4. Согласные состоят из … и ….(голоса и шума)
5.Гласные бывают…(ударные и безударные)
6. Согласные бывают …. (звонкие и глухие, твердые и мягкие)
7. Слоги бывают … (открытые и закрытые)
 8. Найди неверное название букв:
1) к – «ка»
2) н – «эн»
3) ш -  «ша»
4) щ – «ще»
.9. Найди слово, которое неправильно разделено для переноса:
1) яго – да
2) поз – вать
3) рас – пи – са – ние
4) вскрик – нуть
10. В каком ряду все звуки шипящие?
1) [ж], [ц], [ч], [щ]
2) [ш], [ч], [щ], [х]
3) [ж],[ш],  [щ], [ч] +

 

 

1.Готовятся к работе: организуют рабочее место. Слушают слова учителя.

 

 

 

Консультанты говорят название группы и девиз.

 

 

 

 

2. Берутся за руки в группе. Продолжают слова учителя.

 

 

 

 

3.Консультанты докладывают о выполнении домашнего задания.
Все обмениваются тетрадями, проверяют домашнюю работу, выставляют оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Выполняют задания

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №1

 

 

 

Слайд №2

 

 

 

 

 

Слайд презентации № 3
 образец выполнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 4

III

Центральный этап

Коллективная работа с текстом.

 

 

 

 

 

1.Работа в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

Соблюдая единый орфографический режим, пропускаем две строки, записываем число, классная работа.
Строку для темы урока пропускаем.
Нынешний 2013 год в России по Приказу Президента объявлен Годом  окружающей среды. Поэтому наш урок начну с таких поэтических строк:
Живой Букварь
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Больш…й скворец  нас учит  пению.
Пауч…к -  терпению.
Пч…лы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Всё по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород
Учат крепкой дружбе.
(В. Орлов)
Попытайтесь вставить пропущенные буквы. На примере данных слов сформулируйте тему урока.  Допишите строку в тетрадь.
Давайте поставим цель урока.
(Познакомиться с орфограммой, уметь определять, когда пишется о, когда ё после шипящих, закрепит правописание этих букв)

 

А теперь вопрос:
Тема нашего урока – это
1) орфограмма – буква  +
2) орфограмма – пробел
3) орфограмма – контакт
4) орфограмма - дефис

 

 

1. Записывают число, классная работа.
Следят за чтением учителя по слайду

 

 

 

 

 

2. Вставляют буквы, формулируют тему урока и цель, дописывают строку с темой.

На слайде № 5  число, классная работа, стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Работа в парах с «Кубиком Рубика»

Для того, чтобы правильно вставить, написать после шипящих буквы о или ё, предлагаю  творческую работу в паре с «Кубиком  Рубика». Рассмотрите его.

Работают с «Кубиком Рубика»

Распечатанный материал  в парах

 

 

4..Исследование в группах

 

 

5. Работа с учебником

 

6. Алгоритм - подсказка

 

 

7. Разгрузочная пауза

 

 

8. Работа с электронным учебником

Проведем небольшое исследование.
1.Как будет звучать тема исследования?
2.Выдвините гипотезу.
3.Давайте составим алгоритм действий, чтобы правильно написать ту или иную букву.

Что рекомендует нам учебник?
Страница учебника В.Бабайцевой  53 , параграф 43 прочитать.

 

Рекомендую вам еще один алгоритм – подсказку, найдите их.

 

 

Поднимите глаза наверх, сосчитайте треугольники

 

 

Поработаем с электронным учебником. Читаем правило, выполняем упражнение №3.

Исследуют и выполняют задания

 

 

 

 

 

 

 

Снимают усталость глаз

 

 

Выполняют упражнение

 

 

Слайд №6

 

 

 

 

 

Слайд № 7

 

 

 

 

 

Электронный учебник. Русский язык. 5 класс. Разумовская М.

 

 

 

9.Практическая работа

 

 

 

 

9. Физминутка

Выполним практическую работу на электронном тренажере «Русский язык»: упражнение 18, 26.
Для понимания значения слов найдите в рюкзачке знаний  рубрику «Толковый словарик»

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения

 

Электронный тренажер «Русский язык»

Толковый словарик  в рюкзаке знаний

 

 

Видеофизминутка

IV

Контрольный

1.В гостях у лингвистической сказки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблемная ситуация

 

 

3. Тестирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Песенка Азбуки

Предлагаю вашему вниманию лингвистическую сказку «По букве закона»
Инсценирование сказки.
Собрались как-то в стране «Словообразование» ученые Глас­ные и Шипящие. Предстояло им решить вопрос, волнующий всех. Вопрос распределения жилья.
Президент страны предложил ученым жилье на выбор: и в корне, и в суффиксе, и в окончании. Оставалось только решить,  какие гласные поселятся рядом с шипящими в корне, какие в суффиксе, какие в окончаниях.
Гласные О и Ё сказали: «Мы хотим жить везде! А чтобы нас не путали, давайте придерживаться буквы закона: там, где в сло­ве пишется Ё, там и жить будет Ё, а там, где пишется О, жить будет О».
Засомневался президент страны: «Л как мы различим, где какая буква пишется?»
Улыбнулись О и Ё и сказали: «Нет ничего проще. Надо только знать законы правописания.

 

А теперь проблемная ситуация. У меня на слайде сказочные домики. Выберите, в каком из них будет жить буква О, а в каком Ё или ё?

 

Закрепим свои знания тестированием.
Задание взято из книги Сениной, автора и разработчика заданий ГИА, «Русский язык. 5 класс. Тесты для промежуточной аттестации», вариант 14, задание 6.
Отметьте ряд, в котором во всех словах в корне после шипящей пишется буква ё.
1) ж…лудь, щ…тка, ч…рный
2) ш…колад, реш…тка, ш…лковый
3) сч…т, пч…лка, капюш…н
4) кош…лка, ш…пот, ш…в

 

 

Закрепим свои знания выполнением упражнения  на электронном тренажере  «Фраза»

 

 

 

А теперь прослушаем песенку Азбуки на слова Б. Заходера. Но будьте внимательны, после песенки вопрос, который взят из заданий олимпиады.
Песенка Азбуки

33 родных сестрички,
Писаных красавицы,
На одной живут страничке,
А повсюду славятся.
К нам они сейчас спешат,
Славные сестрицы.
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, Эль, Эм, Эн, О
Дружно вылезли в окно.
Пэ, Эр, Эс, Тэ, У, Эф, Ха
Оседлали петуха.
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я—
Все теперь мои друзья.
Пять сестричек опоздали,
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.  (Б. Заходер)

Вопрос
Назовите 5 сестричек, которые опоздали и не встали в азбучном порядке.
(Ъ, Ь, й, ё, Ы)

Смотрят инсценировку лингвистической сказки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решают проблемную ситуацию.

 

 

Выполняют тестирование

 

 

 

 

 

 

Работают на тенажере

 

 

 

 

Слушают песенку, отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 8

 

 

 

Слайд № 9

 

 

 

 

 

 

 

Электронный тренажер «Фраза»

 

 

 

Песня на слова Б.Заходера  «Песенка Азбуки»

Слайд № 10

V

Домашнее задание

Комментарий домашнего задания

В рюкзачке знаний дано юмористическое упражнение.

Ч..кнутый ш..тландец - обж..ра в ш..лковых деш..вых ш..ртах, сидя на ж..сткой реш..тке, ел харч.. и пш..нную кашу с печ..нкой, откусывая ч..рствый
ч..рный хлеб и запивая все это компотом из крыж..вника.
А ч..порный щ..голь, сидя в своей трущ..бе, напевая ш..потом, прищ..лкивая
беч..вкой, делал ч..ткий ш..в на ч..рном капюш..не, тоже подумывая насчет
обеда и негодуя на свой прож..рливый желудок.
И вдруг послышался ш..рох... Ж..нглируя саженным ш..мполом, подош..л
неприч..санный ж..кей с пухлыми щ..чками, с усами щ..точкой и коротенькой
ч..лочкой.
Вид этого «почетного» гостя, его ш..коладного цвета желчное лицо,
похожее на сморщенный ж..лудь, и уморительные ж..лтые ч..рточки на
тяж..лых сапогах вызвали смех у трущ..бных обитателей.

Задание
Вставьте пропущенные звуки, объясните написание вставленных букв.
Поработайте с толковым словар?м: найдите лексическое значение непонятных вам слов.

Слушают комментарий учителя

Домашнее задание в рюкзаке знаний
Слайд № 11

VI

Рефлексия

«Акрослово»

С помощью эпитетов опишите слово

У
Р
О
К

Записывают слово и подбирают эпитеты

Слайд № 12

Hosted by uCoz